Интервью для журнала Ярмарки & Выставки (2002г.) с Владимиром Глухоманюком, техническим директором компании ПРОСТАЙЛ-УКРАИНА.
Владимир Глухоманюк, 38 лет,
технический директор компании ПРОСТАЙЛ-УКРАИНА
Образование – 1981 – 1987 гг., Киевский Государственный художественный институт, специальность – архитектор.
Карьера – с 1994 г. технический директор ООО "ПРОСТАЙЛ-УКРАИНА"
«…Ради удовольствия могу нарисовать кошечку»
Я&Вы: Как в семье, где несколько детей, у родителей бывает любимое чадо, есть ли среди Ваших работ проект, который Вам особенно дорог?
- Да, безусловно. Это «домик» ARDO на выставке DREAM HOUSE – 98, который мы делали для компании EAST TRADING COMPANY Ltd., представляющей на украинском рынке бытовую технику ARDO. Это был один из первых серьезных проектов, с которым мы вышли на рынок эксклюзивных стендов. Тогда еще наш офис не был компьютеризированным, и я подавал проекты, нарисованные от руки тушью или ручкой. В таком же виде проект лег на стол директору представительства ARDO. Заказчик оказался совершенно уникальным. Ему достаточно было взгляда, чтобы прочувствовать идею. В течение пяти – десяти минут мы обсудили детали. После чего заказчик сказал: «Да, меня все устраивает. Приступайте к работе».
Проект действительно получился неординарный, и до сих пор он мой самый любимый.
В следующем году мы снова строили выставочный стенд для этой компании. На этот раз проект уже был смоделирован в программе трехмерной графики. К нашему удивлению, заказчик был даже несколько разочарован: «В тот раз смотрелось просто восхитительно – то, ведь, была ручная работа». Но, конечно, самое главное в любом заказе – это идея. И если заказчик способен ее оценить, это очень вдохновляет.
Я&Вы: Бывают ли случаи, когда клиенты обращаются в Вашу компанию уже с готовым проектом, и ваша задача сводится к тому, чтобы построить стенд точно по этому проекту?
- Бывают, и не так уж редко. Я ничего не имею против этого, если проект выполнен на должном профессиональном уровне с учетом архитектурных канонов. Но в большинстве случаев эти проекты не конкретны и часто просто нереальны. Они сделаны людьми, которые научились работать в модных 3D-программках, но при этом не обладают специальными знаниями и опытом проектирования подобных конструкций. Эти проекты представляют собой некое видение оформления пространства, но ведь невозможно повесить то, что не может висеть, или поставить то, что не может стоять.
Недавно мы столкнулись с такой ситуацией, когда оформляли студию популярной телепрограммы.
Нам предоставили проект, и необходимо было это построить. На реализацию проекта отводилось 3 недели. Две из них мы занимались только тем, что перерабатывали проект таким образом, чтобы создаваемая студия действительно смотрелась эстетично, и людям в этой обстановке было комфортно работать. В результате студия получилась весьма эффектной – заказчик остался доволен.
Я&Вы: Как к Вам приходят идеи по созданию выставочных стендов? Что служит источником вдохновения?
- На мои проекты так или иначе оказывает влияние все, что происходит вокруг нас. Ну а целенаправленно я отслеживаю тенденции, которые имеют место в мировой архитектуре. Изучаю эти материалы, переосмысливаю, пропускаю через призму возможного применения тех или иных подходов в выставочной архитектуре. Ну и конечно, чего скрывать, немаловажным стимулом моей творческой мысли является материальная заинтересованность. Когда я сажусь проектировать, то понимаю, что если не сделаю эту работу, фирма лишится заказа и, соответственно, заработка.
Я&Вы: А возникает ли у Вас на досуге желание спроектировать какой-нибудь стендик просто ради удовольствия?
- Ради удовольствия я могу нарисовать кошечку. Ну а если серьезно, мое хобби еще с детства – судомоделизм. В свободное время также люблю ухаживать за садом.
Я&Вы: Выставочный стенд, если можно так сказать, - это миниатюрная архитектура. Вы как архитектор не сожалеете о том, что в силу своей специализации Вам не приходиться возводить масштабные проекты?
- Есть такое понятие «бумажная архитектура». В середине 80-х это было модным среди студентов архитектурных ВУЗов. Мы увлекались проектами, которые с прикладной точки зрения могли быть нереальными, но они давали полный выход эмоциям, творческим идеям. Может, тогда эти проекты и нельзя было построить, сегодня же это вполне реально.
Понятие «бумажная архитектура», некая миниатюрная архитектура, - это практически тоже самое, чем происходит в проектировании выставочных стендов. И как архитектор я полностью удовлетворен тем, что делаю.
В обычной архитектуре проходит слишком много времени до того момента, когда архитектор сможет увидеть свое детище уже реализованным. Сначала архитектор получает техническое задание, проводит предпроектные исследования, на основании этого проектирует идею, потом начинает ее воплощать в чертежи планов, разрезов, фасадов, выдает все это смежникам, которые выполняют свои части проекта. Полученную проектную документацию еще нужно утвердить, что тоже не так просто. Затем начинается строительство, осуществляется авторский надзор, наконец, объект сдан, и впереди, если очень повезет, слава… Но на это уходят годы.
Что касается возведения выставочных стендов, здесь весь процесс занимает две-три недели, ну максимум месяц. В течение года наша компания осуществляет 10-15 серьезных проектов. Это ни с чем не сравнимое чувство, когда ты видишь свою идею уже реализованной.
Я&Вы: Вы - счастливый человек: Вы занимаетесь любимым делом. Но наверняка есть некие моменты, которые огорчают Вас как профессионального архитектора и, в частности, специалиста по проектированию выставочных стендов…
- Ну, не без этого. Вот, например, огорчает то, что в нашем обществе, в отличие от западного, профессии «архитектор» и «дизайнер» особым уважением не пользуются. Такое отношение вызвано тем, что сейчас проектированием пытается заниматься большое количество людей, которые, как я говорил ранее, научились работать в специализированных компьютерных программах, но при этом не имеют профессионального образования. В результате такой «специалист» выдает заказчику нечто, при этом запрашивая совершенно неадекватную цену. Заказчик, находясь в шоке от сотворенного, распространяет все свои негативные эмоции на профессию в целом. Это первое, что не радует.
А во-вторых, к сожалению, далеко не все заказчики отчетливо осознают назначение выставочного стенда, и, соответственно, критерии, по которым следует его оценивать.
Бывает, заказчик смотрит на проект стенда и говорит: «Здесь же так мало конструкций! За что такая цена?!»
Но ведь наша задача не в том, чтобы вынести на стенд груду «металлолома», наваять там неизвестно что и за счет тоннажа взять в цене. Задача в том, чтобы эффективно организовать выставочное пространство, сделать стенд таким, чтобы он поддерживал имидж Заказчика, привлекал посетителей и был комфортным для работающего на нем персонала.
Я&Вы: Разрабатываете ли Вы для каждого стенда принципиально новую идею?
Дело в том, что заказать разработку принципиально новой идеи может позволить себе только крупная компания, поскольку эта услуга не из дешевых.
Как правило, на любой фирме, изготавливающей выставочные стенды (в том числе и нашей), среди 30-40 проектов, которые она осуществляет в течение года, больше половины – это некие вариации идей, примененных ранее. Но на это есть объективные причины, связанные с финансовыми возможностями заказчиков. Большинство составляют компании, которые пусть и не в состоянии заплатить за принципиально новую идею, но готовы приобрести или взять в аренду добротный презентабельный стенд, что поможет им эффективно отработать выставку. И это разумно.
Самое интересное, довольно часто бывает, что заказчику больше нравится не тот стенд, который буквально с нуля разработан специально для него, а некий типаж, который был продуман ранее для других и уже хорошо отработан.
Я&Вы: Какой стиль общения Вы предпочитаете в отношениях с заказчиками: официальный или более неформальный?
- Это зависит главным образом от самого заказчика. Есть такие, что привыкли общаться строго в деловом стиле, и ставят четкую грань между собой и подрядчиком. А есть заказчики, которые кроме того, что они профессионалы, еще и приятные в общении, располагающие к себе люди. К счастью, среди тех, кто сотрудничает с нами, их большинство. Обычно таким заказчикам мы предоставляем больше услуг, чем записано в контракте.
Сейчас наблюдается тенденция увеличения спроса на индивидуальные выставочные стенды. При этом много компаний, которые впервые участвуют в выставке или выходят на выставку с индивидуальным стендом. И здесь, конечно, хочется людям помочь, обеспечить всем необходимым для успешной работы на выставке - это кредо нашей компании.